авто

Как грамотно пользоваться АКПП

Ни для кого не секрет, что при современном трафике все больше и больше автомобилистов вне зависимости от марки и модели автомобиля выбирают автоматическую трансмиссию. Популярность «автомата» вполне логична и объяснима, однако вместе с ростом числа автомобилей, оборудованных АКПП, уменьшается число водителей, которые способны обращаться с тремя педалями. Кроме того, появились специальные автошколы, где обучение проводится только на автомобилях с «автоматом». Не спорю, автомобиль, оснащенный АКПП, более прост в управлении, однако он требует к себе повышенного внимания и особо бережного ухода, что для многих открывается только после поломки.

 

Чтобы Ваш автомобиль с автоматической коробкой передач дольше служил Вам, нужно помнить о том, что есть ряд особенностей эксплуатации автомобилей с таким типом трансмиссии.

Прежде всего, напомню, что автоматическая коробка передач — это сложнейший механизм, который освобождает водителя от многих хлопот, связанных с управлением, но может доставить также немалые трудности, если относится к нему небрежно. По сложности и стоимости ремонт автоматической коробки можно сравнить с ремонтом двигателя. Чтобы не допустить этого и не сокращать ресурс своей коробки, нужно знать некоторые правила эксплуатации и ухода за «автоматом».

Словом, если соблюдать ряд правил и помнить простые правила, можно продлить жизнь своей коробки, да и автомобиля в целом.

Масло в норме – едешь смело

Отмечу, что именно трансмиссионное масло является основной движущей силой любой автоматической трансмиссии. Правда, коробки очень критичны к различным маслам, поэтому для своего автомобиля рекомендую выбирать оригинальное высокосортное трансмиссионное масло, которое содержит ряд качественных присадок. Как правило, на бутылке масла должна присутствовать аббревиатура ЖАК или ATF, что означает «масло для автоматических коробок передач». Большинство специалистов предупреждают, что использование других жидкостей крайне нежелательно и даже опасно для коробки передач, то есть просто может вывести коробку из строя. Поэтому не экономьте на трансмиссионном масле, тем более, что менять его нужно не так часто – в среднем раз в 80-90 тыс. км. пробега. Напомню, что масло в коробке контролирует передачу крутящего момента, помогает в управлении гидравликой, регулирует работу тормозов, помогает в процессе охлаждения движущихся элементов автомобиля.

Не меньшее значение, чем качество трансмиссионного масла имеет его количество, которое необходимо периодически проверять. Уровень масла в коробке можно проверить либо щупом, размеченным метками наполненности, либо по специальному датчику, если такой имеется в автомобиле. Что касается щупа, то некоторые АКПП оснащены встроенным щупом, уровень масла по которому можно проверить на сервисе. Делайте это максимум каждые 60 тысяч километров пробега – желательно даже чаще.

Впрочем, как и любая деталь, АКПП может подавать симптомы недостаточного количества масла. Наиболее распространенный признак – это пробуксовка, который не стоит пренебрегать. Если не обращать внимание на проблему, можно вызвать более серьезные проблемы – так что в сервис.

Автомобили, оснащенные автоматической коробкой передач, вмещают в среднем от 6 до 10 литров трансмиссионного масла (переднеприводные автомобили) и от 7 до 14 литров (заднеприводные автомобили). У каждой модели автомобиля своя уникальная схема, поэтому о необходимом количестве лучше узнать в сервисной книжке или в сервисе у официального дилера.

 

Как ломается «автомат»

Мы уже заметили, что причиной поломки АКПП может стать недостаточное или даже избыточное количество масла. Однако прочих причин для неуверенной или же неправильной работы коробки «автомат» множество. Самые распространенные среди всех – это те поломки, которые связаны с нарушенной работой гидротрансформатора. Этот механизм отвечает за сцепление мотора с главным валом коробки, и сломаться он может из-за неправильной эксплуатации автомобиля. Если такая проблема возникла, то лучше обратиться к специалисту, поскольку самостоятельно исправить поломку Вам не удастся.


Правила коробки-автомата


Попробуем сформулировать ряд правил, которые помогут продлить жизнь Вашей автоматической трансмиссии. Главное – это не забывать про размеренность. Автоматические коробки не приспособлены для резких действий (кроме коробок на мощных или спортивных автомобилях), что должно стать правилом для водителя, управляющего автомобилем с коробкой-автомат. Резкие ускорения, переключения, торможения и крутые виражи способны рано или поздно привести к увеличению расстояний между фрикционными дисками, в дальнейшем и в дифференциале. В результате этого автомобиль будет сопровождать толчками каждое переключение.

Многие специалисты рекомендуют давать коробке передохнуть и подумать перед сменой режима работы. Например, при парковке перед включением режима «R» после «D» необходимо сделать небольшую паузу. Включив передачу, следует подождать, пока автомобиль начнет катиться на холостых оборотах, а потом уже добавлять газ. Даже если Ваш автомобиль оснащен мощным двигателем, стремительными разгонами стоит пренебречь, и наслаждаться напористым ускорением не так часто. Не стоит активно ускоряться, пока не прогрелся двигатель автомобиля – это вредно не только для коробки, но и для мотора в целом.

Пожалуй, что отдельным правилом нужно признать запрет на частую пробуксовку. Если Ваш автомобиль застрял и не трогается ни вперед, ни назад, не нужно рвать когти и дергать его взад-вперед на «автомате». В лучшем случае коробка просто перегреется, в худшем – сгорит. В данном случае рекомендуется работать руками… В том смысле, что по возможности не плохо было бы подтолкнуть автомобиль, если он застрял, скажем, в какой-нибудь яме или грязи.

Замечу, что все перечисленные правила и советы смогут помочь Вам продлить жизнь автоматической коробке передач, которая будет дольше доставлять Вам удовольствие от вождения, да и сохранит в хорошем рабочем состоянии Ваш автомобиль.

Характеристики

При вождении автомобиля водителю постоянно приходится работать с педалью сцепления и рычагом коробки передач, а это отнимает немало времени и доставляет неприятности начинающим автомобилистам.
В свое время, у самых ленивых возник вопрос – можно ли избежать этих повторяющихся действий? Так появилась конструкция, которая называется – автоматическая гидромеханическая коробка передач, в которой выбор и смена передач происходит автоматически.

Наверное, не стоит тратить время на изучение устройства этого сложного агрегата, так как его сервисное обслуживание и ремонт возможны только в специализированных технических центрах. А вот то, что автомобиль с «автоматом» имеет только две педали (газ и тормоз) и передачи переключаются сами собой, это следует понять и запомнить. А сейчас давайте рассмотрим правила пользования автоматической коробкой передач.

Правила пользования автоматической коробкой передач

Переключатель режимов работы автоматической коробки передач называется рычагом селектора и имеет следующие основные положения P, R, N, D. Есть также положения D2 (или L) и D3 (или S). Могут быть и дополнительные режимы, например W (winter - зима). Давайте разберемся с этими буквами, одновременно поглядывая на схему переключения рычага селектора (рис. 39).
Рис. 39 Схема положения рычага селектора
автоматической коробки передач

Р (парковка) - в это положение рычаг можно переводить только после полной остановки автомобиля и фиксации его ручным тормозом. Именно в этом положении следует осуществлять запуск двигателя.

R (задний ход) – можно включать, удерживая педаль тормоза нажатой и только после полной остановки автомобиля (иначе не избежать поломок).

N (нейтральное положение) – означает, что крутящий момент от двигателя не передается ведущим колесам. При этом положении рычага разрешается запуск двигателя. Во время движения автомобиля «N» не включать - возможна поломка!

D (движение) – именно при этом положении рычага селектора обеспечивается движение автомобиля в нормальных условиях. В этом режиме, по мере увеличения или уменьшения скорости движения автомобиля, автоматически, без участия водителя, последовательно меняются несколько передач.

D3 (S) - диапазон пониженных передач. Обычно включается на дороге с небольшими подъемами и спусками. Торможение двигателем более эффективно, чем в положении «D».

D2 (L) - второй диапазон пониженных передач. Включается водителем в тяжелых дорожных условиях (горы, бездорожье и тому подобное). Торможение двигателем более эффективное, чем в положении «S».

Перевод рычага селектора автоматической коробки передач из положения D в положение D2 или D3 и обратно может производиться во время движения автомобиля.
Автоматические коробки передач последних лет выпуска могут дополнительно оборудоваться переключателями режимов разгона:
  • N – нормальный,
  • Е – экономичный,
  • S – спортивный.
Для начала движения автомобиля следует, нажав правой ногой на педаль тормоза, рукой перевести рычаг селектора из положения Р, R или N в положение D (движение), и затем выключить стояночный тормоз. При отпускании педали тормоза (правой ногой) - автомобиль начинает движение! Левая нога в управлении автомобилем вообще не принимает участия!
Для увеличения скорости движения вам достаточно лишь перенести правую ногу на педаль газа и плавно на нее нажимать, а передачи сами будут мягко переключаться от первой до последней по мере увеличения скорости. Для снижения скорости движения достаточно ослабить усилие на педали газа или вообще ее отпустить, а передачи, опять же самостоятельно, будут переключаться в нисходящем порядке.

Если же вам надо более активно снизить скорость или остановиться, то вы должны перенести правую ногу на педаль тормоза, и всего лишь мягко с ней поработать. Для начала движения после кратковременной остановки (или после снижения скорости), снова переносим правую ногу с педали тормоза на педаль газа и автомобиль начинает движение. Причем рычаг селектора постоянно остается в положении D (движение). Перемещать его не надо, кроме как при длительных остановках.

Таким образом, при городском цикле движения, водителю достаточно один раз перевести рычаг селектора автоматической коробки передач в положение D (движение), а затем правой ногой, нажимая на педаль газа или тормоза регулировать скорость движения. Остается лишь работа рулевым колесом, сигналами поворота и, конечно, головой.
Для тех, кто усмотрел в вышеизложенном явную «халяву», можно добавить, что учиться водить машину лучше с обычной коробкой передач. Научившись водить автомобиль с автоматической коробкой, в дальнейшем вы будете «обречены» управлять машинами только с «автоматом», так как не сможете правильно работать педалью сцепления. А переучиваться всегда трудно!